Vallerriy (vallerriy) wrote,
Vallerriy
vallerriy

Categories:

Как превратить стихийный маркетинг маленькой фирмы в профессиональный (часть 1)

Маркетинг в небольших компаниях, организованных непрофессионалами, чаще всего формируется стихийно. Обычно выделяется человек, который отвечает за все, что можно отнести к маркетинговым активностям. Причем, как правило, отнесение это довольно субъективное, и если директору небольшой фирмы (человек на 15 основных сотрудников) нравится заниматься, к примеру, контекстной рекламой в Яндекс.Директе, кампании в ней будут развиваться по своему пути, порой не соотносясь с другими маркетинговыми "выбросами": SEO, даже Google.Adwords, пресс-релизами, распродажами.

Признаки такого стихийного маркетинга:
  • отсутствие стратегического плана;
  • отсутствие четкого, реалистичного и формализованного бюджета длительностью более, чем на месяц-квартал;
  • бессистемные, большей частью ситуативные маркетинговые активности;
  • выполнение некоторых обязанностей отдела маркетинга секретарем, директором и т.д.;
  • следующая тактическая схема работы: всего понемножку и одновременно;
  • нерегулярность отчетов, неформальность отчетов (на словах), сомнительные KPI, фрагментарность статистики;
  • отсутствие регламента взаимодействия отдела маркетинга с руководством, с другими отделами и сотрудниками;
  • отсутствие профильного образования или (взамен образованию) многолетнего успешного опыта профессиональной работы у маркетолога;
  • количество сотрудников отдела маркетинга не превышает 1-2 человек;
  • отсутствие внятной проектно-деятельностной структуры работы маркетолога / руководителя отдела маркетинга.
Если в Вашей компании отдел маркетинга работает именно так, значит он скорее всего его эффективность недостаточно высока, причем ее трудно оценить, а маркетологу наверняка вся эта бессистемная суета надоела.

Для того чтобы превратить такой бессистемный и неструктурированный маркетинг в упорядоченный отдел маркетинга, создающий формализованный, понятный, оцениваемый и вполне ощутимый продукт в виде внутренних маркетинговых услуг компании, нужно для начала сегментировать деятельность. Упорядочить маркетинговые активности нетрудно. Начать следует с проектности: всю работу нужно распределить по небольшим проектам.

Маркетинговые проекты должны иметь точные:
  1. сроки;
  2. цели;
  3. бюджеты.
То есть это не может быть расплывчатая цель "повышение продаж матрешек", без всяких других уточнений. Должна быть дата начала работы, планируемый (хотя бы примерно) результат в цифрах и крайних сроках, перечень ресурсов и план работ. С составления списка таких вот проектов и начинается система, четкие KPI, предсказуемые бюджеты, ясная специализация в отделе по видам деятельности.

Несомненно, у вас всегда будет список текущих дел (оплата счетов по маркетингу, публикация текущих новостей и т.д.), которые вы всегда будете выполнять день ото дня и которые будут занимать примерно одно и то же время. Выделите те 30-60 минут в день, которые вы будете тратить на это и старайтесь не переступать этот порог, чтобы не превращать еще больше дня в рутину.

С другой стороны все задания, поступающие от руководства или генерируемые лично вами оформляйте как проект, чаще всего для этого достаточно 5-10 минут.

Благодаря проектам у вас будет
:
  • набор KPI, по которым вы потом отчитаетесь перед начальством (не просто скажете, что новый баннер установлен, а покажете влияние на лояльность или показатель отказов),
  • определен срок и ясен смысл ваших трудов,
  • увеличена эффективность работы, потому что, структурировав ее, вы сможете видеть приоритет задач и проектов, оперативно редактировать их,
  • составлена последовательность действий (которая кроме всего прочего поможет распределить задачи в отделе или по компании в целом),
  • вписана в общий план работ каждая маркетинговая активность, что позволит поддерживать хороший уровень тайм-менеджмента и вести общий бюджет и бизнес-план.
Работа с проектами, если им уделять внимание по очереди, дополнительно увеличивает производительность труда за счет концентрации всех работников отдела маркетинга на деле одного рода: по разным оценкам, такой выигрыш составляет 100-200%.

Таким образом, даже если ваш отдел маркетинга по необходимости занимается "сразу всем" , а состоит из одного - двух с половиной человек, вам всегда доступен самый простой способ организовать работу более профессионально и тем самым не только поднять уровень маркетинга в компании, но и четко показывать результат руководству (а значит рассчитывать на большее вознаграждение), и способ этот - упорядочивание всей работы в рамках маркетинговых проектов.

Этапы создания маркетингового проекта:
  • сформулировать цель проекта (повысить продажи матрешек, увеличить посещаемость сайта, подтянуть видимость сайта по группе запросов в Google, обеспечить лояльность бренду в каком-то блоге, поднять цитируемость, сделать известной какую-то акцию и т.д.),
  • составить список задач (создать 10 ссылок, написать 20 постов в блогах, оптимизировать страницу, распространить пресс-релиз, сделать 5 аналитических обзоров, нарисовать баннер, сделать рассылку и пр.),
  • составить список необходимых ресурсов (деньги, человеко-часы, помощь менеджера по продажам и т.п.),
  • прикинуть сроки,
  • уточнить список KPI.
В итоге, регулярно измеряя KPI и отмечая выполнение задач и подзадач, ваш проект будет функционировать как один из вычислительных потоков компьютерного процессора, не создавая общей суеты и не затрагивая другие маркетинговые активности. Если с вами работает 1-2 человека, я бы посоветовал заниматься парой-тройкой проектов в день, не больше (если позволяет объем работ, конечно), это позволяет максимально увеличить эффективность работы за счет концентрации усилий.

Продолжение следует
Tags: Маркетинг, стихийный маркетинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments